Первые сто дней ректора: все должно получиться!
Бытует традиция, когда новый руководитель через сто дней с начала работы в должности представляет свой первый отчет о проделанной работе. О том, как прошла первая «стодневка» и. о. ректора Ивановского государственного политехнического университета, рассказывает Евгений Румянцев, вступивший в должность 23 апреля.
- Что ожидали от новой должности, нового места работы? Что более всего удивило?
- Мои ожидания, прежде всего, были связаны с появлением новых возможностей для реализации еще ранее задуманных и спланированных интересных проектов и задач, которые направлены, в первую очередь, на развитие университетского образования и науки в условиях стремительно меняющегося мира и проводимых в России образовательных реформ. Роль и место современного университета в регионе переосмысливаются. Сегодня это не просто центр высшего образования, это место появления новых идей и проектов для продвижения социальных, технологических и экономических инноваций.
А территориально новое место работы для меня, как и любого другого человека, вначале было весьма непривычным. Другой коллектив, другая среда. Но спустя месяц-полтора мое внутреннее состояние потихоньку адаптировалось к новым условиям и сейчас мне не просто «необходимо», а крайне интересно работать в Ивановском Политехе. Это произошло благодаря людям, которые работают и учатся в университете. Каждый из них ассоциирует себя с именем Политеха, стремится созидать новое и сделать комфортными условия работы и обучения. Наверное, это есть самое главное удивление, если можно так выразиться. Коллектив профессиональный, неравнодушный, активный. И это главное. Значит, все должно получиться.
- Какие задачи ставили перед собой, какие приоритеты расставили, и что удалось сделать за первые месяцы?
- Конечно, первые задачи были связаны с решением вопросов о правильной расстановке сил и приоритетов. Проведя анализ имеющихся ресурсов и возможностей научных направлений, образовательных программ и пр., необходимо было разработать и принять стратегию развития. Спасибо всем людям, которые приняли участие в разработке этого документа! На сегодня, мне кажется, это очень работоспособная программа. Она уже дополняется конкретными проектами, с показателями, которые нам нужно достигать. В первой половине сентября запланирована стратегическая сессия, в ходе которой рабочие группы по каждому направлению развития доработают перечень проектов на предстоящий учебный год.
Переформатированию кадровой структуры университета, его учебных и научных подразделений также было посвящено немало времени. Сейчас в целом эта работа завершена. Усилены ряд кафедр, обозначены их приоритеты развития. Приняты ряд стратегических решений в отношении создания на базе Политеха Центров компетенций в области текстильной промышленности и развития городской среды. Над последним сейчас ведется активная работы сотрудников обновленной кафедры архитектуры и дизайна.
Сложные, но интересные задачи поставлены кафедре информационных технологий и сервиса. Здесь будет функционировать новый Центр цифрового образования, получат свое развитие методы работы с большими данными, надеюсь, появятся современные решения для цифровой экономики.
Проведены переговоры с рядом предприятий, органами государственной власти. С каждым прорабатывается отдельная программа взаимоотношений. Есть идеи по новым лабораториям, студиям и прочим инновационным сруктурам, которые могут напрямую транслировать достижения наших студентов и ученых в реальный сектор экономики.
С 1 сентября Институт непрерывного профессионального образования реорганизуется, и появляется Ивановский политехнический колледж или колледж ИВГПУ, в котором будет сосредоточено среднее профессиональное образование. Создается Институт развития компетенций, задача которого будет состоять в создании условий для получения в университете всех видов дополнительных образовательных услуг для детей и взрослых. Прорабатываются вопросы создания образовательных площадок университета в Кинешме и Плесе. Разработана и презентована концепция Академии креативного туризма и сервиса. Осенью ждем ее первых учеников.
- Что пока не получилось, и чем Вы это объясняете? Какие выводы пришлось сделать?
- Есть моменты, над которыми стоит поработать. Поскольку времени на раздумья было относительно мало, есть вопросы над правильной расстановкой кадров в управлении университета. А еще нужны рывки для более эффективного привлечения внебюджетных средств. К сожалению, пока признаю эту работу слабой и недостаточной. Считать, что прошло слишком мало времени, для нас непозволительно, поскольку вуз имеет серьезные долговые обязательства. И эта работа должна быть очень эффективной. Поэтому я принял решения оценивать работу своих непосредственных подчиненных через количественные показатели, которые войдут для них в систему эффективного контракта.
Кстати о нем: для профессорско-преподавательского состава критерии будут пересмотрены, и я надеюсь, что с 1 сентября мы сможем сделать их более приближенными к задачам стратегии развития. Каждый работник должен понимать, что он – кадровый ресурс движения организации, реализации стратегии ее развития. Базовые должностные оклады уже пересмотрены и до конца текущего года наши преподаватели будут получать в среднем на 20–25 % больше. При этом выполнение Дорожной карты Правительства РФ в части 200 %-ного уровня заработной платы ППС по отношению к средней по региону будет достигнуто за счет стимулирующих выплат по эффективному контракту.
- Что оказалось самым сложным/интересным?
- Самое сложное – это когда на «управление развитием» накладывается решение текущих задач, таких как несколько плановых и внеплановых проверок Трудовой инспекции, Прокуратуры, Департамента культурного наследия, УФАС и прочих органов, исправления нарушений, ранее выявленных в ходе мониторинга Минобрнауки РФ, решение острых вопросов по имуществу и долговым обязательствам. Думаю, эта ситуация будет оставаться в такой же активной стадии еще достаточное время. Взять хотя бы имущественный комплекс, а он у нас большой и управлялся неэффективно.
Многие здания ждут ремонтов, где-то даже произошли обрушения, необходим контроль и охрана, а это требует серьезных капиталовложений. Кроме того, скоро отопительный сезон, а мы еще не расплатились за прошлый год. Для решения проблемных вопросов, связанных с имущественным комплексом, мы создали инвестсовет, приглашаем заинтересованные организации к совместной разработке инфраструктурных проектов с применением механизмов ГЧП. Одним словом, приходится постоянно держать руку на пульсе, расслабляться некогда.
- Были ли разочарования или крупные неудачи? И какие изменения позитивного характера Вы считаете своим главным достижением на этом этапе?
- Ну пока разочарований в явном виде я не почувствовал. Может быть, на фоне большого количества действий они не так заметны. А вот наши достижения – это детальная проработка вопросов по двум Центрам компетенций. Концепция одного из них лежит уже в Правительстве РФ как одно из предложений в Национальный проект «НАУКА». И это работа, прежде всего, коллектива.
- Как формируете свою команду?
- Как я уже отметил, времени на раздумья было совсем мало, поэтому не могу сказать, что она окончательно сформирована. Действую, следуя народной мудрости «не место красит человека, а человек место», то есть вне зависимости от должности подбираю людей с нужными коллективу компетенциями. Для меня человек в руководстве вуза – это профессионал с высокой степенью ответственности за результат работы, умеющий гибко подстраиваться под обстоятельства, заниматься самообразованием, анализом лучших практик и чувствовать человеческий потенциал каждого сотрудника, чтобы сформировать уже свою команду для выполнения той или иной задачи, проекта. Конечно, хотелось бы, чтобы каждый был на своем месте, но это в идеале, и все познается в деле, в «бою», так сказать. К сожалению, многим зачастую не хватает гибкости, впрочем, как и ответственности. Поэтому эти моменты будем корректировать.
- Какие качества цените в людях, так сказать, в жизни и чего не приемлете?
- Повторяю и добавляю к сказанному выше: профессионализм, ответственность, гибкость, стремление учиться, порядочность, коммуникабельность, умение работать в команде. Для моих друзей – это взаимопонимание, честность, добродушие, жизненный оптимизм. Последнее очень ценю в людях. Не приемлю – безответственность, лицемерие, снобизм, хамство и людей, тратящих время на пустые разговоры (улыбается). В общем, как и у всех, наверное, жизненные установки.
- Какие отношения складываются со студентами? Удалось ли найти общий язык с коллективом, партнерами?
- Надеюсь, что да. Были встречи, индивидуальные беседы. Продолжим 1 сентября. Тем более что у нас много мероприятий и проектов. Например, мне очень понравилась работа над логотипом вуза, в ходе которой студентка первого курса Юлия Сиднева смогла по-настоящему проявить себя. Студенты, к слову, для меня – стратегический ресурс, будем и дальше с ними работать. Но работать по-настоящему, без формальностей, на конкретный результат. Тоже касается всего коллектива и партнеров.
- С кем удалось наладить контакты, которые считаете особо ценными?
- Самые ценные контакты – это руководители крупнейших предприятий и холдингов, работающих в сфере деятельности университета.
- Подходит к концу приемная кампания в вузы. Как обстоят дела с набором у ПОЛИТЕХА, и что Вы можете сказать работодателям?
- С набором у нас дела обстоят достойно – в среднем 5 заявлений на одно бюджетное место. Поэтому работодатели могут не волноваться – к нам поступят подготовленные ребята. А дальше мы вместе с нашими партнерами сделаем все, чтобы из нашего университета они вышли настоящими профессионалами.
В продолжение вопроса: процесс формирования производственных связей и стоящая за этим цель перемещения результатов НИОКР: от научных исследований - к разработке и производству, инфраструктурно сопровождают то центры трансфера технологий, то центры инжиниринга. Теперь вот речь идет о центрах компетенций. Взять хотя бы программу «Цифровая экономика», в соответствии с которой к 2020 году по каждому из направлений «сквозных» технологий будет создано не менее двух центров компетенций. За нормативное регулирование отвечает фонд «Сколково», за кадры и образование - Агентство стратегических инициатив, за информационную инфраструктуру – «Ростелеком», за информационную безопасность - Сбербанк, за формирование исследовательских компетенций и технологических заделов – «Ростех» и «Росатом». Это – супермощные сообщества, где работают топ-менеджеры высочайшего уровня, сосредоточены лучшие интеллектуальные силы и государственные ресурсы. Создание центров компетенций в ПОЛИТЕХЕ (текстильных, градостроительных, социокультурных, цифровых компетенций в образовании) – что это, дань моде или более разумное распоряжение ресурсами? Какого отклика ждут создаваемые центры компетенций от отраслевого сектора?
- Уже фактически ответил раньше. Добавлю – это сосредоточение ресурсов на актуальных направлениях промышленного развития. Это эксперимент, работающий на будущее той или иной индустрии. А вот удачность эксперимента – в наших руках, и зависит от того, насколько мы правильно расставляем акценты, ресурсы, слышим ли отраслевой бизнес, а он нас.
- В этом году отмечается 100 лет со дня образования Иваново-Вознесенской губернии и столько же лет насчитывает история региональной высшей школы. Считается, что университет является продолжателем славных академических традиций Иваново-Вознесенского политехнического института. Как Вы – молодой еще человек, относитесь к традициям, например, к традиции поддерживать сформировавшиеся научные школы, и не кажется ли Вам, что за этой красивой фразой скрывается скрипучая инерционность вузовской профессуры, все более походящая на кубинские ретроавтомобили?
- Считаю, что научная школа – это, прежде всего, мощное научное направление, кладезь достижений и новых идей, которая оперативно реагирует на внешние вызовы. И если школа является таковой, по ней не может быть вопросов нужности, ненужности.
- В продолжение вопроса: в последние годы наблюдается тенденция сокращения бюджетных мест в аспирантуре. Третий, высший уровень образования, а так теперь принято именовать подготовку научных кадров, становится платным. Более того, перед аспирантом теперь не ставится задача подготовки и защиты диссертации. Что по Вашему происходит с подсистемой кадрового обеспечения науки, кто будет отвечать на вызовы времени и как привлечь молодежь к научной деятельности в отсутствие традиционной связки «аспирант - научный руководитель, ученик – учитель»? Какой должна быть аспирантура в региональном вузе, и какие мотивации, смыслы и ориентиры здесь могут сработать? Как Вы относитесь к идее перенять в отношении аспирантуры опыт магистерских программ, реализуемым по нескольким направлениям: педагогическому, исследовательскому, практико-ориентированному?
- Действительно, системы организации научной деятельности и подготовки кадров для науки претерпели колоссальные изменения. И нам надо на это реагировать. С Вашего позволения, готов этому посвятить отдельное интервью или монолог. Ок?
- В новом году при поддержке Росмолодежи университету предстоит достойно представить регион на нескольких крупных мероприятиях. Это, например, международный научно-практический форум «SMARTEX». Что ждет нас еще?
- Вы все знаете, новости есть на сайте вуза. Кроме упомянутого форума «SMARTEX», который состоится в конце сентября, у нас впереди, например, всероссийский фестиваль молодежной моды «Мода 4.0». Это будет конкурс как готовых коллекций одежды, обуви, аксессуаров, так и дизайн-проектов, выполненных «в цифре». Новый фестиваль не только продолжит череду ярких событий, поддерживающих имидж Ивановской области как текстильного центра России, но и даст «зеленый свет» современным цифровым технологиям в индустрии моды и текстиля. Мне очень приятно, что среди инициаторов фестиваля – наше студенчество, и я приглашаю учащуюся и работающую молодежь региона: от дизайнеров и технологов до продвинутых программистов к участию в нем. Со своей стороны, сделаю все возможное, чтобы ребятам были созданы все необходимые условия, и после каждого мероприятия им бы хотелось ставить себе новые цели!
Напомним, поводом для интервью стало истечение «ста дней» работы Евгения Румянцева в должности ректора ИВГПУ. Сто дней, как говорится – не срок, и многие «болезни роста» вполне излечимы. А вот столетняя история и новые вызовы, стоящие перед вузом, ко многому обязывают. Складывается впечатление, что ректор, как никто другой, это понимает, и дефицита полной картинки по поводу настоящего и будущего у Евгения Владимировича нет. Авторитарную модель управления сменила модель более современная, свободная, с опорой на коллектив сотрудников и студенчество. Процесс позитивных изменений запущен.
- И у нас все получится!