Крымская (Ялтинская) конференция 1945 года

На завершающем этапе войны в Европе все более настоятельной становилась необходимость разработки союзниками согласованных планов окончательного разгрома фашистских агрессоров и координации действий всех союзных войск. Сообщения о предстоящей конференции «большой тройки» проникли в мировую печать уже в конце 1944 года. Крайне нервозно на них отреагировала фашистская партия, которая понимала, что главная задача новой встречи руководителей трех великих держав будет заключаться в том, чтобы вынести смертный приговор фашистской Германии.

Конференция проходила в Ялте в Ливадийском дворце с 4 по 11 февраля 1945 г. В ней приняли участие Председатель Совета Народных Комиссаров СССР И. В. Сталин, президент США Ф. Рузвельт, премьер-министр Великобритании У. Черчилль, министры иностранных дел СССР, США и Великобритании, представители генеральных штабов, а также политические и военные советники. Круг вопросов оказался весьма широким. Конференция рассмотрела военно-политическую обстановку в Европе и Азии, согласовала планы окончательного разгрома германского и японского агрессоров и определила основные принципы послевоенного устройства мира и международной безопасности.

Переговоры начались с обсуждения военных вопросов. Информацию о положении на советско-германском фронте предоставил заместитель начальника Генерального штаба Красной Армии генерал армии А.И. Антонов. Он рассказал о грандиозном наступлении советских войск, начатом 12-15 января на фронте от устья Немана до Карпат. К 1 февраля советские войска вышли на Одер. Они перерезали основные пути, связывавшие восточно-прусскую группировку с центральными районами Германии, и прорвали сильные оборонительные позиции врага в Восточной Пруссии. Генерал Антонов заявил далее, что немцы, вероятно, будут упорно защищать Берлин, и для этой цели они привлекут резервы из Германии, Западной Европы и Италии. Эти факты подтверждались сообщениями западной прессы.

Начальник штаба американской армии генерал Д. Маршалл поведал о положении на Западноевропейском театре, отметил действия англо-американской авиации, и высказал опасения по поводу подводного наступления немцев, которые сконструировали улучшенный вид подводных лодок.

Из сообщений генерала армии А.И. Антонова и генерала Д. Маршалла явствовало, что советско-германский фронт оставался решающим фронтом и на завершающем этапе войны

У. Черчилль выразил свое глубокое восхищение той мощью, которая была продемонстрирована Красной Армией в ее наступлении, и пожелал дальнейших успехов в этом направлении.

Военные решения Крымской конференции сыграли большую роль в окончательной победе над фашистской Германией.

В ходе конференции обсуждался и был решен вопрос о вступлении СССР в войну на Дальнем Востоке. Подписанное 11 февраля 1945 года секретное соглашение предусматривало, что советский союз через два- три месяца после капитуляции Германии вступит в войну против Японии.

Руководители трех великих держав обсудили политические вопросы, которые должны были возникнуть после поражения Германии. Они согласовали планы принудительного осуществления условий безоговорочной капитуляции и общие принципы обращения с побежденной Германией. Конференция подтвердила разработанные Европейской консультативной комиссией соглашения «О зонах оккупации Германии и об управлении «Большим Берлином», а также «О контрольном механизме в Германии», по условиям которой вооруженные силы трех держав в ходе оккупации Германии должны были занять строго определенные зоны.

Руководители США и Великобритании, как и на прошлых совещаниях, настаивали на расчленении Германии. Официально западные союзники мотивировали свою позицию интересами международной безопасности. Но в действительности в основе англо-американских предложений о расчленении Германии лежала забота не о безопасности народов, а об империалистических интересах монополий США и Великобритании. Очевидно, их планы не получили одобрения советской делегации, и по инициативе СССР в дальнейшем этот вопрос был снят с обсуждения.

Точка зрения Советского Союза на будущее Германии была хорошо известна мировому общественному мнению с самого начала войны из выступлений советских руководителей. СССР никогда не отождествлял германский народ с гитлеровской кликой и отвергал политику мести, национального унижения и гнета. По инициативе Советского Союза в решении Крымской конференции было записано: « В наши цели не входит уничтожение германского народа». В то же время руководители договорились осуществить в отношении Германии ряд важных мероприятий, главными из которых стало уничтожение германского генерального штаба, нацисткой партии, нацистских законов, организаций и учреждений.

Особое место на конференции занял вопрос о репарациях с Германии (возмещении ущерба), внесенный в повестку дня по инициативе СССР. Общая сумма репараций должна была составить 20 млрд. долларов, из которых СССР претендовал на половину. С целью уничтожения военного потенциала Германии, предусматривалось взимание репараций путем единовременного изъятия из национального богатства (оборудование, станки, суда, германские вложения за границей и т.п.). В ходе обсуждения этого вопроса руководители США и Великобритании вынуждены были принять справедливость советских предложений.

Декларация об освобожденной Европе – еще одно решение, соответствующее антифашистскому, освободительному характеру войны. Это был документ о согласовании политики в деле помощи народам, освобожденным от фашистского ига. Крымская конференция показала пример практического разрешения подобной проблемы в отношении двух стран – Польши и Югославии.

Ялтинская конференция должна была решить вопрос о восточных и западных границах Польши, а так же о составе будущего польского правительства. Однако на переговорах западные державы отошли от прежних позиций по поводу польских границ. Они хотели использовать этот вопрос в качестве орудия политического давления с целью формирования угодного им польского правительства. Но под «сильной, свободной и независимой Польшей», о которой говорил премьер-министр, понималось реакционное, враждебное Советскому Союзу государство.

Вопрос о составе польского правительства, без мнения которого нельзя было решить проблему с границами Польши, вызвал наибольшие разногласия. Однако предположения Черчилля о возможных осложнениях в отношении польского народа к СССР не оправдались. Дружеская встреча польским народом советских войск продемонстрировала всю глубину пропасти между мирными гражданами Польши и польской реакцией. Было решено предпринять попытку создания объединенного польского правительства, которое бы обеспечили порядок и спокойствие в тылу Красной Армии. Позднее это правительство названо польским Временным правительством национального единства.

Достигнутая в Ялте договоренность по польскому вопросу была определенным шагом по пути решения одного из наиболее спорных вопросов послевоенного устройства мира. Новые границы Польши стали границами мира и дружбы с ее восточными и западными соседями.

Также подвергся обсуждению югославский вопрос. Предложение СССР с поправками английской декларации стало большой поддержкой национально-освободительного движения Югославии. Советский Союз решительно осуждал и планы и действия реакционных кругов западных государств, направленные против независимого и демократического развития освобожденных народов.

Важное место в работе Крымской конференции заняла проблема обеспечения международной безопасности в послевоенные годы. Огромное значение имело решение трех союзных держав о создании всеобщей международной организации для поддержания мира. Была принята декларация «Единство в организации мира, как и в ведении войны», где указывалось, что государства, представленные в Ялте, подтверждают свою решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство действий, которое сделало победу в войне возможной и несомненной для Объединения Наций. Чтобы сохранить принципы могучей антифашистской коалиции необходимо поддерживать консультативное общение между странами, что стало возможным при утверждении механизма «Совещания министров иностранных дел».

Решения Крымской конференции были встречены с огромным энтузиазмом демократической общественностью стран. Горячее одобрение ялтинских решений выразила Международная профсоюзная конференция. Многочисленные представители рабочего класса в своих выступлениях особо подчеркивали, что отсутствие международного сотрудничества демократических стран позволили фашизму ввергнуть человечество во вторую мировую войну.

Бывший посол США в СССР Д. Дэвис заявил: «Решения Крымской конференции несут с собой надежду на жизнь миллионам людей… Это было одним из самых важных в истории совещаний. Результаты конференции находятся в полном согласии с практическим духом народов России, Соединенных Штатов и Британской империи так же, как и с демократическими стремлениями и принципами, ради которых готовы отдать жизнь свободные мужчины и женщины. Это дает серьезную надежду на то, что из нынешнего ужаса возникнет достойное мирное сообщество наций… Я всегда считал и верил в то, что народ моей великой страны и великий русский народ в конечном счете вместе двинуться вперед к этой цели».

Таким образом, Крымская конференция руководителей СССР, США и Великобритании имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний во время войны и высшей точкой сотрудничества трех союзных держав в ведении войны против общего врага. Принятие Крымской конференцией согласованных решений по чрезвычайно важным вопросам служит убедительным доказательством возможности и эффективности международного сотрудничества государств с различным общественным строем. При наличии доброй воли союзные державы даже в условиях острейших разногласий смогли достигнуть соглашений, проникнутых духом единства.