Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско (25 апреля - 26 июня 1945 года): создание системы обеспечения послевоенного мира
Сразу после завершения Крымской конференции глав правительств в Ялте, ведущие державы антигитлеровской коалиции приступили к непосредственной подготовке конференции Объединенных Наций. Однако, вместо объединения будущих усилий по созданию и сохранению мира на планете эта конференция обозначила наметившиеся между ними к окончанию войны разногласия.
5 марта 1945 г., в соответствии с принятыми в Ялте решениями, на конференцию были приглашены 46 государств, включая четыре государства-инициатора. Это были те государства, которые объявили войну Германии и Японии и присоединились к Декларации Объединенных Наций
Конференция по своей собственной инициативе пригласила четыре других государства. Это были, входившие в состав СССР, Белорусская Советская Социалистическая Республика и Украинская Советская Социалистическая Республика, а также только что освобожденные Дания и Аргентина. Теперь они могли также рассматриваться в числе создателей ООН.
Однак, прежде американцы категорически возражали против прибытия в Сан-Франциско делегаций Украины и Белоруссии. США считали, что их участие в намеченном форуме «могло бы создать опасное положение, способное принести вообще непоправимый ущерб всему делу создания международной организации». Правительство президента Ф. Рузвельта, в соответствии с ялтинскими договоренностями, согласилось допустить эти две советские республики после ее создания. О первоначальном членстве Украины и Белоруссии во всемирной организации и о присутствии представителей этих республик в Сан-Франциско, утверждали американцы, никаких обязанностей принято не было.
Вполне естественно, что подобное толкование западными союзниками ялтинских договоренностей с самого начала вызвало резкое неприятие со стороны советского руководства. Официальная Москва уверяла, что «вопрос о допущении Украины и Белоруссии к первоначальному членству должен быть поставлен на одном из первых заседаний конференции в Сан-Франциско» и что затем, после принятия последней положительного решения, украинцам и белорусам следовало обеспечить «полноправное участие в работе названной конференции в качестве первоначальных членов всеобщей международной организации безопасности». Поэтому советская сторона настаивала на выполнении американцами их прежнего обещания, предвидя продолжение возникшей в данной связи между союзниками дискуссии непосредственно уже в ходе предстоявшего форума.
Напряженность в отношениях между СССР и другими участниками большой тройки усиливалась. Накануне открытия конференции в Сан-Франциско в начале весны 1945 г. советскому правительству стало известно о проведении в Берне американцами и англичанами закулисных сепаратных переговоров с представителями германского военного командования. Эта новость вызвала сильное раздражение у советских властей, которые стали справедливо упрекать руководство западных держав в том, что дипломатические маневры за спиной Москвы наносят ощутимый вред союзническим отношениям.
Эта ситуация даже побудила советское руководство заявить, что глава НКИД В. М. Молотов не будет принимать участие в предстоявшей конференции Объединенных Наций, как это планировалось изначально. При этом советская сторона также сообщила, что главой делегации СССР на переговорах о создании ООН будет назначен советский посол в США А. А. Громыко. Таким образом, советское правительство стремилось убедить правительства союзных держав в ослаблении своего интереса к учредительной конференции всеобщей организации безопасности, работу которой, как следовало из предшествовавших дипломатических маневров англичан и американцев, последние рассчитывали направить в выгодное для них русло. Отказ В. М. Молотова от поездки в Сан-Франциско, значительно снижавший статус конференции Объединенных Наций, вызвал в правящих кругах США и Великобритании неподдельную озабоченность. Новый президент США Г. Трумэн настаивал на присутствии советского наркома на конференции и просил И. В. Сталина разрешить В. М. Молотову приехать в Сан-Франциско «по крайней мере, для участия в весьма важных первых заседаниях». Давая согласие на поездку В. М. Молотова в Сан-Франциско, советское руководство рассчитывало посредством этого визита прежде всего прояснить позицию нового главы США в отношении договоренностей, которых союзники достигли в Ялте и Думбартон-Оксе.
Несмотря на все противоречия, 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско собрались делегаты 50 стран, представляющие свыше 80% населения земного шара. Со всех континентов собрались люди различных рас и вероисповеданий, преисполненные решимостью создать организацию, способную сохранить мир и помочь устроить лучшую жизнь. На повестке дня Конференции стояли предложения, принятые в Думбартон-Оуксе, на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.
Общее число участников составило 3 500 политиков и дипломатов. Кроме того, было свыше 2 500 представителей прессы, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. В общем, Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но и самым многочисленным из всех международных собраний. К тому же ее открытие совпало с исторической встречей советских и американских войск на Эльбе в районе германского города Торгау, что само по себе было очень символично. В условиях, когда до полного разгрома нацистской Германии оставались считаные дни, участники антигитлеровской коалиции приступили к окончательному решению вопроса о создании универсальной системы международной безопасности, призванной не допустить в будущем повторения ужасов Второй мировой войны.
Главы делегаций государств-инициаторов председательствовали поочередно на пленарных заседаниях. На Конференции председательствовали: Энтони Иден (Великобритания), Вячеслав Михайлович Молотов (Советский Союз), Эдуард Стеттиниус (Соединенные Штаты ) и Сун Цзы-вень, (Китай). На более поздних заседаниях В. М. Молотова заменил А. А. Громыко, а А. Идена — лорд Галифакс.
Конференция назначила Руководящий комитет, состоявший из глав всех делегаций. Этот Комитет решал все главные принципиальные и политические вопросы. Однако, для более детальной проработки этих вопросов, возникла необходимость создать Исполнительный комитет, включающий в себя представителей только 14 делегаций.
Проектируемый Устав был разделен на четыре части. Каждая часть обсуждалась в особой «комиссии». Первая комиссия занималась обсуждением общих целей Организации, ее принципов, состава членов, вопросов о Секретариате и о порядке изменения Устава. Вторая комиссия обсуждала полномочия и обязанности Генеральной Ассамблеи, а третья — Совета Безопасности.
Четвертая комиссия работала над проектом Статута Международного Суда. Этот проект был подготовлен юристами из 44-х стран в составе комитета, работавшего в Вашингтоне в апреле 1945 года.
Обсуждение важнейших положений Устава ООН проходило преимущественно в конструктивном русле. Участники конференции в Сан-Франциско приняли решение о включении в Устав ООН преамбулы, провозглашавшей в качестве основной цели этой организации поддержание всеобщего мира и безопасности. В ней говорится: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе… решили объединить наши усилия для достижения этих целей».
Всего на конференции в Сан-Франциско состоялось 10 пленарных заседаний всех делегатов, зато комитетских заседаний, на которых выковывалось каждое слово и запятая Устава, было около 400. Конечно, приходилось принимать решения не только относительно слов и отдельных фраз. Надо было принимать решения по вопросам чрезвычайной важности. Было много серьезных разногласий и расхождений во мнениях и взглядах и даже один или два кризиса, в ходе которых некоторые наблюдатели высказывали опасения, что Конференция может закончиться преждевременно, не придя к соглашению.
Так, например, возник вопрос о статусе «региональных организаций». Конференция решила привлечь их к участию в мирном разрешении споров, а также в некоторых случаях — к участию в принятии принудительных мер, при условии, что цели и действия таких групп соответствуют целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Конференция приняла решение, что договоры, заключенные после создания Организации Объединенных Наций, должны до своей публикации регистрироваться в Секретариате Организации. Что же касается пересмотра договоров, то никакого специального указания по этому поводу не было сделано, хотя такой пересмотр и может быть рекомендован Генеральной Ассамблеей при расследовании любой ситуации, требующей мирного разрешения.
Конференция добавила новую главу, трактующую вопрос, которого не касались предложения, принятые в Думбартон-Оуксе. Эта глава предусматривает организацию управления территориями, находящимися под опекой Организации Объединенных Наций. Государства, ответственные за управление зависимыми территориями и колониальными владениями, должны признавать «тот принцип, что интересы населения этих территорий являются первостепенными, и, как священный долг, принимают обязательство максимально способствовать благополучию населения этих территорий в рамках системы международного мира и безопасности, установленной настоящим Уставом». В связи с этим было много споров. Должно ли являться целью системы опеки достижение «независимости» или «самоуправления» для народов опекаемых территорий? Если целью должна быть независимость, то как быть с такими территориями, которые слишком малы для того, чтобы самим себя защитить? Наконец, остановились на «самоуправлении», как на цели системы опеки, причем согласились, что это понятие включает как независимость — если народ территории пожелает и сможет принять на себя соответствующую ответственность — так и право избрать какой-либо другой статус, вступив в группу нескольких территорий.
Вопрос о юрисдикции Международного Суда также был предметом продолжительных дебатов. Конференция решила, что для государств - членов Организации подчинение юрисдикции Суда не будет обязательно, но что они могут добровольно заявить о своем согласии признать ее обязательность.
Много внимания было также уделено вопросу о порядке внесения поправок к Уставу. В конце концов и по этому вопросу удалось достичь соглашения.
Но самые длительные и горячие прения вызвал вопрос о праве каждой державы «большой пятерки» накладывать «вето» на решения Совета Безопасности — органа, обладающего наибольшими полномочиями. Был момент, когда разногласия по этому вопросу угрожали срывом Конференции. Малые державы опасались, что в случае угрозы миру со стороны одного из постоянных членов, т.е. одной из держав «большой пятерки», Совет Безопасности будет лишен возможности принимать решения, а в случае столкновений между двумя державами, не являющимися постоянными членами Совета Безопасности, «большая пятерка» сможет принимать произвольные решения. Руководствуясь этими соображениями, малые державы стремились ограничить право «вето». Однако, великие державы единодушно настаивали на том, что это положение является жизненно важным, и подчеркивали, что главная ответственность за поддержание международного мира ложится всей своей тяжестью на них. В конце концов, в интересах создания международной организации, малые державы уступили в этом вопросе.
Этот вопрос, как и другие жизненно важные вопросы, был разрешен только благодаря тому, что каждое государство было преисполнено решимости создать, если не совершенную международную организацию, то хотя бы самую лучшую из возможных.
Конференция в Сан-Франциско завершилась подписанием ее участниками 26 июня 1945 г. Устава ООН — единственного международного договора, определяющего четкие обязательства всех государств земного шара в послевоенный период и являющегося своеобразным фундаментом нового мирового правопорядка. Всего было поставлено 153 подписи.
«Устав Организации Объединенных Наций, который вы только что подписали», - сказал президент Трумэн в своем обращении на последнем заседании Конференции, - «является прочной основой, на которой мы можем построить лучший мир. Этот акт войдет в историю. После победы в Европе и в ожидании окончательной победы в этой самой разрушительной из всех войн, мы одержали победу над самой войной... Вместе с этим Уставом для всего человечества открывается надежда на наступление такого времени, когда все достойные его представители получат возможность жить так, как это подобает свободным людям».
«Если мы не сумеем использовать Устав», - сказал он в заключение, - «мы окажемся предателями по отношению ко всем тем, кто положил свою жизнь за то, чтобы дать нам возможность свободно и в условиях безопасности собраться здесь для создания этого Устава. Если мы попытаемся использовать его в эгоистических целях — в интересах какой-либо одной нации или небольшой группы наций — мы также будем виновны в таком предательстве».
Чтобы вступить в силу и тем самым, образно говоря, вдохнуть жизнь в Организацию Объединенных Наций, этому документу предстояло еще пройти ратификацию во всех пяти великих державах, а также в большинстве других стран — инициаторов вышеназванного универсального учреждения.
24 октября 1945 года это условие было выполнено и Организация Объединенных Наций стала реальностью. Результатом четырехлетних трудов и многолетних устремлений стало создание международной организации, призванной покончить с войной, способствовать торжеству мира и справедливости и наступлению лучшей жизни для всего человечества.